Когда не можешь пройти мимо

Наверное, самое интересное знакомство за последнее время у меня произошло в феврале. Направляясь по работе на «Олимпик», где должна была состояться универсиада по лыжному спорту, в «аквариуме» главного корпуса я обратил внимание на заваленный всякой бумажной продукцией стол и двух девушек около него, и венчавший всё это лозунг «Сдал сессию — сдай макулатуру!». Ну я же с фотоаппаратом, разве можно спокойно пройти мимо?..

Организатором была Ольга Якименко (на снимке справа) с факультета географии, геоэкологии и туризма. Позже мы встретились уже на факультете, поговорили и в результате получилось очень интересное интервью — про экологию и просвещение. Хочется сказать словами классика — есть женщины в русских селениях! В газетный материал это не вошло, но когда Ольга совершенно спокойно рассказывала о том, как своими руками делала «экологическую урну» (буквально — из валявшегося во дворе корпуса металлолома при помощи болгарки)… Это впечатляет и заслуживает всяческого уважения.

Ну и о том, что вошло в материал. Собственно вот:

— Акция по сбору макулатуры была у нас приурочена к году экологии, — рассказывает Ольга. — Но у нас в корпусе она продолжается уже 5 лет. В частности, каждый год в день вторичной переработки (22 ноября) мы проводим акцию по сбору макулатуры. Но так как на дворе год экологии, хотелось расширить деятельность, привлечь другие факультеты и даже вузы, чтобы они знали, что у нас есть раздельный сбор мусора. И что это действительно нужно и важно. Вопрос тут не только в том, чтобы дать мусору вторую жизнь. Это прежде всего охрана окружающей среды — наших почв и растений. Мусор, помимо того, что не эстетично выглядит, разлагается под действием ультрафиолета и атмосферных осадков. И токсичные отходы, которые при этом образуются, попадают в воду, в рыбу. Их мы потом употребляем в пищу. Происходит некий круговорот токсичных веществ, и в итоге они откладываются в жизненно важных органах. Мы сами можем этого и не чувствовать, но как это отразится на наших детях и внуках? Адаптируются ли они?
Чтобы объяснить, чем это плохо, мы проводим вот такие акции. Все деньги от сдачи макулатуры мы собираем, совместно с общественной организацией «Меняем мусор на деревья» покупаем саженцы и высаживаем их в общественных местах. В планах – озеленить сквер у ДК железнодорожников. На более отдалённую перспективу планируем взаимодействовать с детскими садами и школами – так как не всегда их администрация может высадить растения. А мы можем это сделать красиво, интересно, а также привлечь самих же школьников к посадке, показать детям, как это делается.

— В этом корпусе на первом этаже я видел ящик для раздельного сбора мусора. Стоят ли такие где-нибудь ещё в других корпусах университета?

— Здесь у нас две урны – для макулатуры и пластиковых бутылок. Пользуются ими правильно, разделяют, мусор не перемешивают. Ещё одну урну для макулатуры мы поставили в 6-м корпусе на журфаке. Хотелось бы больше, но нашу деятельность никто не финансирует. Нужно постоянно что-то выигрывать, а нам пока вручают только благодарности (есть от молодёжного правительства, департамента природных ресурсов и экологии и т. д.). Вообще, у меня была такая идея в главном корпусе делать раздельный сбор мусора.

— А что произошло с теми баками, в которые собирали отработанные батарейки в главном корпусе? Их сейчас нет…

— На самом деле сейчас, чтобы собирать батарейки, нужна лицензия. Они считаются опасными (1 класс) отходами. Система сложная. Я знаю, куда их можно сдавать – вот и собираю. Если не будет места, в которое их можно сдать – придётся приостановить эту деятельность.

— Неужели это обязательно? Университет, наверное, достаточно крупное и солидное учреждение, чтобы получить соответствующие лицензии.

— Честно говоря, не узнавала. Нужно будет поговорить с нашим штатным экологом в университете, думаю, он сможет подсказать что делать и к кому обратиться. Это дело нужное: согласно исследованиям, одна батарейка может отравить около 20 кубометров земли.