Благородная охота

Какая картинка может возникнуть перед мысленным взором современного человека при словах «соколиная охота»? Лишь неясные образы «ясного сокола» из детских сказок да охотники, причём непременно конные, и в старинных одеяниях. В общем, нечто древнее и пасторально-традиционное.

В целом, конечно, так оно и есть. Первые известные современной науке упоминания об охоте с ловчими птицами относятся ещё к первому тысячелетию до нашей эры. Ловчие птицы использовались самыми разными племенами, как правило, кочевыми, на территории от современного Ближнего Востока до Китая. Позднее это искусство было известно и жителям Киевской Руси, а в средневековой Европе и вовсе приобрело статус «благородной охоты», доступной только высшему сословию. С появлением огнестрельного оружия, а, главное, переходом многих народов от кочевой жизни к осёдлой и развитием у них сельского хозяйства, соколиная охота значительно растеряла былую популярность. Однако, традиция не прервалась: энтузиасты по-прежнему содержат хищных птиц и тренируют их для использования на охоте. В заповеднике ВГУ «Галичья гора» уже много лет плодотворно работает питомник хищных птиц, хорошо известный своими питомцами как в России, так и в мире. И в начале октября на его базе и при активном участии Союза любителей соколиной охоты и охраны хищных птиц «Русский сокол» состоялись V Всероссийские соревнования охотников с ловчими птицами «Слёт сокольников — 2019».

— Такие слёты проводятся у нас на протяжении вот уже 10 лет, — рассказал нам директор заповедника «Галичья гора» Николай Скользнев. — Наши специалисты считаются лучшими в России, а птицы — лучшими в мире. Где ещё их проводить? Мы предоставляем территорию только для торжественной части. А соревнования проходят за пределами заповедника (охота, даже образцово-показательная, здесь запрещена).

Так что же происходило за территорией заповедника? Состязания ловчих птиц в различных номинациях, показательные выступления и, конечно же, охота. Своих птиц и искусство обращения с ними продемонстрировали сокольники самых разных регионов нашей страны — от Калининграда до Якутии. Как живописно смотрелась большая группа людей в осенней лесополосе среди уже убранных полей нашего Черноземья! Ведь практически у каждого из них на руке мирно сидела птица в клобучке.

И вот, после обсуждения неизбежных оргвопросов, начинаются соревнования. Группа помощников с птицами отправляется через поле к точке старта. Предстоит выяснить, какая птица быстрее всех преодолеет 400-метровую дистанцию до своего хозяина. У хорошей это и 20 секунд не должно занять. Но спортсмены, то есть птицы, в тот день были явно не в духе. Некоторые даже взлетать не пожелали, другие не вышли на дистанцию, покружив вокруг точки старта и соблазнившись близлежащими кустами. Да и среди преодолевших дистанцию на рекорд, судя по разочарованным комментариям сокольников, ни одна не претендовала. Вне конкурса выступал Чёрный Ворон. Хотя он не мог развить такую скорость, как соколы, тем не менее, в отличие от них не разменивался на излишние фигуры высшего пилотажа и полетел прямо к хозяйке. Показанным временем (что-то около 32 секунд) та осталась явно довольна.

Очень эффектно выглядели показательные выступления сокольников со своими питомцами… Но было очевидно, что сокол — птица вольная, и с характером. За одним хозяйке пришлось идти на соседнее поле, другой сокол решил, что эффектнее он будет смотреться восседая на крыше автомобиля…

Сколько же, наверное, сил, энергии и энтузиазма требуется для воспитания и обучения хорошей ловчей птицы! А ведь её ещё и просто содержать надо — та рутина, которую сложно представить, наблюдая гордого сокола на руке человека.

Следующим номером программы слёта стала охота с ловчей птицей на выпускную дичь. Что сказать… Эффектно! А вот впечатления, что такая охота эффективна не возникло ни малейшего. Один сокол на радостях тут же улетел куда глаза глядят. Конечно, отследить его при помощи модуля спутниковой навигации, закреплённого на спине, хозяин мог, но охота на этом для него кончилась: нужно было не дичь искать, а приманивать свою птицу обратно. Легко представить, как «весело» эта же история могла закончиться до изобретения эффективных и компактных устройств отслеживания… Другой сокол далеко улетать не стал — всего лишь поднялся на верхушку ближайшей опоры ЛЭП, и реагировать на все потуги хозяина с вабилом, видимо, счёл для себя несолидным.

И лишь ястреб быстро и точно проделал всё то, чего от него ожидали: атаковал фазана, поднятого охотничьей собакой, и добыл хозяину долгожданный трофей.

В общем, если бы речь шла не о спортивных образцово-показательных выступлениях, а о добывании пропитания, я бы, наверное, на столь непредсказуемый фактор, как ловчая птица, не надеялся.

И впрямь: благородная охота. Больше потеха, нежели что-то иное.